ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ О КАРЕЛАХ И ВЕПСАХ НА СТРАНИЦАХ «ВЕСТНИКА ОЛОНЕЦКОГО ГУБЕРНСКОГО ЗЕМСТВА» (1907-1918 гг.).

Баданов В.Г., к.и.н., доцент кафедры гуманитарных
дисциплин КФ С-ЗАГС в Петрозаводске

1 января 1864г. Александр II подписал Указ Правительствующему сенату о введении земских учреждений в губерниях европейской части России. Указом императора от 14 февраля 1866г. «Положение о губернских и уездных учреждениях» распространялось на Олонецкую губернию. Появление земского самоуправления в Карелии явилось важным этапом в становлении структур гражданского общества на данной территории. Частичное высвобождение местного сообщества из-под контроля бюрократии давало свободу общественной инициативе и гражданской активности.
Земская реформа 1864 г. подняла огромный пласт общественной жизни, связанный с самоуправлением и местным хозяйством, образованием и медициной, культурно-просветительной деятельностью. Интерес олонецких земств к культурно-просветительной работе значительно усилился после попытки введения всеобщего начального обучения в губернии в конце 1890-х гг. Именно тогда в нашем крае начало оформляться земское издательское дело. Значительный шаг вперед земская печать сделала в 1906г. после отмены предварительной цензуры. В 1907г. в Петрозаводске начинает издаваться первое земское периодическое печатное издание- «Вестник Олонецкого губернского земства» (ВОГЗ).
«Вестник…» помещал корреспонденции с мест о работе уездных земств и разбирался в проблемах крестьянской жизни. В журнале сотрудничали многие деятели из северной глубинки: врачи, агрономы, учителя, техники, страховые агенты и т.д. Они рассказывали о положении сельского населения края. «Для земства,- говорилось в редакционной статье журнала в 1907г.,- полезно было бы слышать голос самого населения о тех мероприятиях, которые подготавливаются или разрабатываются земством... Давая на своих страницах место для различных заявлений, «Вестник…» содействует установлению тесной и живой связи всего населения с земством».
«Вестник Олонецкого губернского земства» выходил шесть раз в квартал -15 и 30 числа каждого месяца, т.е. был «двухнедельником». На страницах журнала регулярно публиковались материалы научно-популярного и прикладного характера, как по общим земским вопросам, так и по отдельным отраслям земского дела. Кроме того, «Вестник…» регулярно освещал на своих страницах вопросы, касающиеся состояния сельского хозяйства в губернии. В связи с этим, авторы издания нередко затрагивали и бытовые проблемы сельского населения края, описывали повседневную жизнь крестьян. В основном, естественно, с хозяйственно-экономической точки зрения. Собственно этнографических материалов в «Вестнике Олонецкого губернского земства» не так много. Наиболее интересные из них попробуем представить в данной обзорной статье.
Например, С.М.Фесвитянинов в своем материале о жизни Ребольской волости Повенецкого уезда под названием «На границе с Финляндией» приводил весьма интересные зарисовки об особенностях местного «карельского племени» : «Карела вообще называют, за его живой характер,- сообщал он,- французом севера. К местному карелу этого отнести нельзя. В нем соединены черты плутоватого ярославца и угрюмого соседа-финна. Он наделен недюжинным коммерческим талантом…Финн мало способен к торговле и составляет плохую конкуренцию в этом отношении карелу. Называют иногда местного карела (не будь во гневе) евреем севера» . «В обращении карел,- продолжал С.М.Фесвитянинов,- особенно пограничный, вежлив, деликатен…Характер выдержанный, спокойный. Драки и буйства редки и считаются позором». «Местный карел очень любознателен, или, вернее, любопытен и охотник до разного рода слухов и «новостей»…он практичен и идет навстречу нововведениям по агрономии и сельскому хозяйству»,- такой вывод сделал автор материала о ребольских карелах .
Известный земский учитель П.К. Успенский, много лет проработавший в Олонецком уезде, регулярно печатался в «Вестнике Олонецкого губернского земства». Он выступал не только с этнографическими материалами, но и обсуждал языковые проблемы, поскольку он был автором словарей русско-чудского и русско-карельского языка. Так в материале с названием «Карельский и чудской говор в Олонецкой губернии». Успенский предлагал более активно изучать карельский и вепсский языки в земских школах губернии, особенно в тех местностях, где большинство населения составляли представители этих народов . В статье под названием «Из прошлого» он попытался, используя лингвистический анализ, воссоздать историю древнего народа вепсов, социально-экономическую составляющую жизни вепсов в далеком прошлом. Поводом к написанию статьи послужило то, что автор предложил отрывки из составленного им словаря русско-чудского языка, которые и были приведены в данном материале .
П.К.Успенский сообщал читателям «Вестника…», что «кроме русских и карел, нашу Олонию населяет еще, как известно, и чудь (вепсы) - автор попытался на основании изучения чудского языка, дать картину быта жизни чуди прежде (то есть в глубокой древности)… Основными занятиями вепсов в древности, по мнению Успенского, были земледелие и промыслы (охота и рыболовство). Относительно занятия торговлей автор сделал категорический вывод о том, что «сами древние чудаки, (т.е. вепсы), не вели торговли», поскольку в вепсском языке отсутствуют соответствующие слова и термины. «В настоящий момент,- констатировал П.К.Успенский,- нет большой разницы в бытовом отношении между русскими, карелами и чудью» . В другом материале под названием «Из карельского края» он рассказывал о карельском селе Ведлозере. «Село сравнительно небольшое,- писал Успенский,- Богатыми крестьянскими постройками не отличается. Есть дома с печами еще стариной кладки без труб: дым уходит в отверстие потолка. Главное занятие земледелие и как подспорье- рыболовство. Для некоторых это промысел. Далеко на промыслы здесь не уходят, за исключением зимних лесных работ своего края» .
Самым значительным этнографическим материалом, появившимся на страницах « Вестника Олонецкого губернского земства» стал весьма объемный, ценный и интересный очерк М. Д. Георгиевского под названием «Карелы», опубликованный в одиннадцати номерах 1908 года . М.Георгиевский - замечательный педагог нашего края, автор-составитель словаря карельского языка, одобренного самим академиком Ф.Ф. Фортунатовым. В своем исследовании автор основательно рассматривал все стороны жизни карелов, на примере жителей с. Святозера, в котором Георгиевский прожил более 20 лет. Он описывает внешний вид карелов, их дома, хозяйственные постройки, хозяйство, обычаи и верования этого народа, отношения в семье, праздники, питание и т.д. В своем очерке М.Д. Георгиевский приводит многочисленные наблюдения повседневной жизни карела, дает яркие бытовые зарисовки, описывает психологические особенности и особенности менталитета карельского народа. Очерк М. Д. Георгиевского «Карелы» по праву может считаться одним из лучших дореволюционных этнографических исследований.
«Карел среднего роста, среднего сложения,- сообщал Георгиевский,- волосы чаще встречаются русые…Глаза серые, синие, редко черные; нос толстый, «картофелиной», борода и усы большей частью, не важные…Одежда карела короткая (точно пиджак) шуба из домашних овчин, штаны, кафтан из домашнего толстого сукна... пиджаки, шапки, фуражки» . «С шарфом или платком на шее карел не расстается,- замечал автор,- на улице, в избе - шарф на шее. За двадцать лет моего пребывания в кареле, я знал только двух-трех крестьян, которые не носили шарфа или платка». «Летом,- отмечал автор,- редко встретишь мужика, у которого были бы одеты штаны. Ссылаясь на «жарко», поголовно все бродят в подштанниках…Девочки, женщины часто тоже ходят в одних рубахах. О прикрытии наготы заботятся не особенно. Не обращая на вас внимания, купаются; придут, если допустите и в баню» .
Говоря об особенностях строительства, автор отмечал, что « постройки карел- дом пятистенный и четырехстенный…Дома у карел редко утверждаются на фундаменте, хотя камней не оберешься, а на столбах…и не удивительно, поэтому, что дом через 2-3 месяца, смотришь и покривится, кланяется прохожим и проезжим» . Карелы, в отличие от русских, в основном ставили свои дома прямо на землю, не делая никакого фундамента. Основным строительным материалом для построек у карел была сосна, хотя, по меткому замечанию Георгиевского «они не брезгуют сунуть и елочку» .
«Карелы очень любят праздники,- сообщал автор очерка, - где бы ни был в деревеньке праздник, гостей наберется множество.…На каждом празднике непременно увидишь на « гулянке» самоварчик,- это готовится сбитень, пить который народ охоч…Нередко для сладости или цвета в сбитень полагают кусочки репы,- этой любимой овощи карел» .
М.Д.Георгиевский обращает внимание и на такую особенность карельского населения: «Карелы говорят почему-то очень громко и непривычного человека этот крик просто поражает,- думаешь спорят. Вслушиваешься, говорят мирно, или что-нибудь рассказывают. Проходя по деревне можно наслушаться всего. Особенно женский пол любит кричать.…Увидишь женщину в позе оратора; она размахивает руками, трясет головой, кричит, а по лавкам сидят две-пять слушательниц. Оказывается - беседа самая мирная» . Думается, что заинтересованный читатель найдет в этом этнографическом очерке еще много сведений о повседневной жизни карельского населения в начале ХХ века.
«Вестник Олонецкого губернского земства» выходил до первого квартала 1918 года включительно. Революционные потрясения 1917 г. поставили перед земскими учреждениями Олонецкой губернии несвойственную им задачу - вести население в круг политических интересов, партий и движений, удовлетворять политические запросы различных групп населения. После прихода к власти большевиков, «Вестник Олонецкого губернского земства» занимает непримиримую позицию по отношению к новой власти, что и предопределило его дальнейшую судьбу. В начале января 1918 г. «Вестник … »
выразил негативное отношение к общественным переменам в губернии, главным из которых стало признание власти СНК новым составом губсовета и одобрение им роспуска Учредительного собрания. Постановлением Олонецкого губисполкома от 22 февраля 1918 года Олонецкая губернская земская управа, а также все уездные земские управы были упразднены .


Познакомься с народом
Оставьте мне сообщение
Оставьте мне информацию
Напишите мне

Используются технологии uCoz